
Согласно данным Tinkoff Data рынок доставки продуктов питания и готовой еды на дом вырос на 400% в 2020 году и продолжал увеличиваться в 2021 году. По сей день сегменты dark kitchen и dark store продолжают набирать обороты и количество заказов с доставкой до двери неуклонно растет. А это значит, что можно успешно зайти в ресторанный бизнес и ритейл даже в пандемию или кризис благодаря перспективной бизнес-модели.

Что такое dark kitchen и dark store
Это доставка готовой еды и товаров первой необходимости на дом. Человек формирует заказ онлайн через сайт, приложение, либо агрегатор, затем курьер доставляет его до двери. Дарк китчен работает без посадочных мест и столиков, а дарк стор без касс и очередей. В таких заведениях можно встретить только обслуживающий персонал.
Основная концепция дарк китчен и дарк стор в том, что заведение находится в черте города и клиенту не приходится долго ждать доставку. Обычно курьер приезжает в течение часа после получения заказа. В итоге человек быстро удовлетворяет свои базовые потребности и экономит личное время. Это повышает лояльность целевой аудитории к бизнесу, что позволяет быстро расти на рынке.

Преимущества бизнес-модели «темных» кухонь и магазинов
- Проще найти подходящее помещение. Для dark kitchen и dark store можно использовать здание на окраине города, либо в малопроходимых местах. Это существенно снижает расходы на аренду помещения.
- Экономия на брендинге и обустройстве помещения. Для «темных» кухонь и магазинов не нужно использовать вывески, мебель для посадочных мест, громоздкое кассовое оборудование.
- Снижение операционных расходов. Для обслуживания дарк китчен и дарк стор требуется меньше персонала, чем, например, в ресторане, работающем по классической бизнес-модели.
- Легкая масштабируемость бизнеса. Сетевые рестораны тяжелее в росте, чем заведения без вывески.
- Прозрачность данных. Продажи блюд и продуктов полностью дистанционны, поэтому результат рекламных кампаний и работы заведения измерим и понятен.
- Снижение воровства и порчи продуктов со стороны потребителей. Стаканы не бьются, мебель не так быстро изнашивается, а мелкие товары остаются на местах.
- Создание лучших условий для хранения пищевых продуктов.
- Большой охват потребителей. Вряд ли покупатель самостоятельно поедет в дальний район города за продуктами. Курьеры же могут объехать любое количество клиентов, независимо от проходимости ресторана или торговой точки.

Какое помещение выбрать
В данном бизнесе решают 2 фактора: помещение и люди, которые в нем работают. От того, какое помещение и как оно обустроено, зависит качество обслуживания клиентов и работоспособность персонала «темной» кухни и маркета. Найти такого рода подходящее место проще, чем здание под классический ресторан или магазин.
Но в Preferent часто обращаются предприниматели, которые хотят основаться в конкретном месте. Поэтому выгодным решением становится аренда быстровозводимых магазинов, кафе под доставку товаров и готовой еды. Такие модульные здания популярны среди предпринимателей в пригородах и спальных районах мегаполисов.

Подведем итог
Dark kitchen и dark store – решение с огромным потенциалом для инвесторов и предпринимателей, которые смотрят в будущее. «Темные» кухни и маркеты вряд ли полностью заменят привычные заведения общепита, но смогут выгодно их дополнить или прекрасно развиваться как самостоятельный бизнес.
Люди любят есть дома, поэтому привычка заказывать еду и продукты постепенно укрепляется, а потребность в доставке растет с каждым днем. Самое время рассмотреть эту нишу, пока она еще не так плотно занята рестораторами и ритейлерами.